История православия в Усинском крае ч.1
Муниципальное образование Верхнеусинский сельсовет Ермаковского района расположено на самом юге Красноярского края, в Усинской межгорной долине – самой крупной в Западном Саяне. Сельчане так и называют эту административно-территориальную территорию, заселённую ещё в середине XIX века — Усинским поселением. Когда-то оно было центром Усинского пограничного округа, а после революционных событий 1917 г., на протяжении 30 лет – центром Усинского района. Бог создал этот великолепный уголок для людей отважных и свободолюбивых, которые долгие годы искали край «Беловодье», где можно было бы воплощать мечту в реальность.
История православия в этом чудном, таёжном крае неотделима от истории поселения. Современное село Верхнеусинское – самая дальняя точка Минусинской епархии, его ещё в конце XIX века стали называть южным форпостом Енисейской губернии. До начала XX в. в Усинских селениях преобладали раскольники (старообрядцы), которые и основали в 1862 г. деревни Верхнеусинскую и Нижнеусинскую. Православная же церковь первоначально вела свои дела в Усинском крае пассивно. Изначально православное русское население здесь было представлено в основном торговцами и рабочими золотых приисков, расположенных по речкам Золотая и Теплая, и принадлежавших минусинским золотопромышленникам. Правда, и среди пришедших на р. Ус абаканских татар были тоже крещённые.
Для исполнения религиозных потребностей немногочисленного православного населения Усинского края достаточно было, чтобы регион периодически посещали священники из сёл Минусинского уезда. Но после того, как 14 февраля 1871 года в Енисейской епархии был открыт Енисейский епархиальный комитет Православного миссионерского общества под председательством епископа Енисейского и Красноярского Павла, встал вопрос о миссионерском служении среди «язычников» и раскольников. Минусинский уезд был поделен на восемь миссионерских приходов, среди которых числился и Верхне-Усинский.
Миссионерская деятельность здесь была связана, в том числе, с частной инициативой московского мещанина Николая Андреяновича Путилова, развернувшим за Саянами активную деятельность. Правда, она была порой неоднозначной, а своими необоснованными высказываниями и действиями по отношению как к раскольникам, так и к православным, он настраивал их против себя и, в конце-концов, встретил много препятствий в Усинском крае. Итогом стало то, что большая часть местного населения не поддержала миссионерской деятельности Н.А. Путилова. Однако нельзя не отметить, что желание и действия Путилова по укреплению позиций православного населения в Усинском крае, к примеру, через постройку церкви и школы имели в дальнейшем положительный эффект.
Развитие Православной церкви в Усинском крае неотделимо от развития
государственных институтов в этом Засаянском регионе. В 1882 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Анучин Д.Г. обозначил перед правительством страны вопрос о создании Усинского Пограничного Управления. А прежде чем эта идея была реализована — была проделана большая работа по укреплению здесь православия, начатая ещё Н.А. Путиловым. В селе Верхне-Усинском, которое должно было стать в будущем админиcтративным центром нового округа (Усинский Пограничный округ – А.Е.), в декабре 1883 г. была построена церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и учрежден отдельный Николаевский приход.