История православия в Усинском крае ч.2
В начале 1884 г. в истории православия на юге Енисейской губернии произошло важное событие. Епископ Енисейский и Красноярский Исаакий совершил поездку к Китайской границе, преодолев достаточно сложный путь по зимнему Енисею. В первом номере журнала «Енисейские Епархиальные Ведомости» отмечалось следующее: «В 25 день января сего года Его Преосвященство, Преосвященнейший Исаакий, Епископ Енисейский и Красноярский, выехал в Усинский край (к Китайской границе), по делам миссии и для обозрения церквей». К приезду епископа в Верхне-Усинском церковь уже стояла, хотя и в облегченном варианте, без фундамента и ограды. Все работы были проведены на деньги минусинских золотопромышленников и купцов, не остались в стороне и местные торговцы. Они же вскоре выделили средства на возведение ограды и подведения под церковь каменного фундамента.
Владыка Исаакий освятил новый храм во имя Святителя Николая, что стало для православных местных селений большим событием. Так в Усинском крае появилась Верхне-Усинская Николаевская Миссионерская церковь (в архивных документах до 1913 г. она значится как Верхне-Усинская Николаевская церковь 4-го благочиния Енисейской духовной консистории). Вскоре минусинские купцы Иван Гаврилович Гусев и Иван Денисов получили благословение Святейшего Синода за пожертвования на устройство Верхне-Усинской церкви. Его Преосвященство во время своей первой поездки в Засаянский край посетил русские селения и ознакомился с проблемами развития православия в регионе, уделив особое внимание на проблемы работы с православным населением, основой которого по-прежнему являлись рабочие золотых приисков и недавно просвещённые инородцы.
Результатом первой миссионерской поездки епископа Енисейского и Красноярского Исаакия в Усинский край стало его выступление с ходатайством направить в село Верхне-Усинское особый миссионерский причт. Он писал: «Возлагать заведывание Усинскою церковью на кого-либо из соседних приходских священников неудобно и бесполезно в виду отдаленности и трудностей сообщения… К обязанностям причта должно быть отнесено прежде всего попечение о православных чадах Св. Церкви, в особенности о крещеных инородцах; затем причт должен иметь в виду старообрядцев и Сойот язычников, проживающих в Усинском крае».
Енисейский епархиальный комитет Православного миссионерского общества в марте 1884 г. поддержал предложения владыки.
Первым священником Верхне-Усинской Николаевской Миссионерской церкви стал миссионер Платон Тыжнов, уроженец села Николаевского Томского округа Томской губернии, служивший до 1884 г. настоятелем в Шушенской церкви. За свои праведные труды он был удостоен несколько церковных наград. Должность псаломщика в Николаевской церкви исполнял Стефан Евфимиевич Суховский. О своей службе в первый год священник Платон Тыжнов в рапорте от 12 января 1885 г. «Его Протоиерейству Господину Благочинному отцу Феодосию Токареву» от «Причта Верхне-Усинской Миссионерской Николаевской церкви» писал следующее: «Имеем честь почтительнейше доложить Вашему Протоиерейству о нижеследующем: в течение почти четырех месяцев пребывания нашего на Усу крещено нами четыре младенца, рожденных от православных родителей, отпет один младенец и два брака свенчано; А всего в течение года окрещено девятнадцать младенцев… По Воскресным и праздничным дням служба нами исправлялась неопустительно. Молящихся в храме бывало самое большее 10-12 человек… некоторые из православных, вследствие неурожаев хлеба и других продуктов, намерены совсем выехать с Уса».
Необходимо отметить, что в состав Усинского Николаевского прихода входило православное население как Усинских селений, так и соседнего Урянхайского края. В Клировой ведомости Верхне-Усинской Николаевской церкви за 1897 г. было записано: «В поселке Туранском… имеется деревянная часовня, в которой несколько раз в год совершается Причтом Богослужение на переносном антиминсе». Кроме Туранского посёлка в приход тогда входили и православные посёлка Усть-Усинского.