История православия в Усинском крае ч.5
Вопрос о необходимости строительства нового храма в Усинске власти решали скурпулёзно и настойчиво. В 1909 г. Чакиров писал епископу Енисейскому и Красноярскому Евфимию: «Усинский край, оторванный от ближайшего Минусинского уезда Саянским хребтом, из-за отсутствия удобных путей сообщения, представлял и представляет собой забытый край; почти во всех отношениях медленно шагая вперед, Усинский край отстал и в церковном вопросе. Казалось бы, что в далеком крае, по соседству с кочевыми язычниками, в местности, служившей издавна убежищем фанатических старообрядцев, важнейшей заботой нашей должно бы быть попечение о созидании хотя бы в с. Усинском одного богатого храма Господня, с торжественным отправлением церковных служб, и несколько малых по русским поселкам, разбросанных на спорной территории».
Настойчивость Попечительского совета и лично его председателя Чакирова А.Х. была не напрасной. Уже в 1909 г. Строительным отделением Енисейского Губернского Управления был подготовлен проект храма Господня в с. Верхне-Усинском. Однако, он не во всём удовлетворил прихожан, в частности, то, каким задумывался купол храма. Чакиров и С. Суховский называли его «фальшивым», т.к. он должен был иметь высоту от пола всего 8 аршин (5,68 м ). По этому поводу Попечительский совет в ноябре 1909 г. направил в Строительное отделение свои примечания к проекту, где просил пересмотреть прежний план и согласиться с предлагаемым, по которому высота купола от пола должна достигнуть 17 аршин (12,09 м). Исходя из дальнейшей переписки, можно предположить, что просьба Попечительского совета была удовлетворена.
Строительство нового деревянного храма на каменном фундаменте в селе Верхне-Усинском было закончено в 1911 г. Из-за отсутствия средств на новый иконостас в церковь перенесли старый — из молитвенного дома. Священником продолжал служить Стефан Суховский, а псаломщиком –Воробьёв Иван Гаврилович, церковным старостой более десятка лет по-прежнему служил Григорий Исаакиевич Горев.
В 1913 году Верхне-Усинский приход был объединен еще с 11 приходами под наблюдением и руководством благочинного миссионерских приходов священник Аскызского прихода отца Кузьмина. Теперь Николаевская церковь относилась к Миссионерскому благочинию.
Дальнейшее развитие Православной церкви в Усинском крае было связано с начавшимся процессом включения Урянхайского края в единое политическое пространство Российской империи. Революция 1911-1912 гг. в Китае привела к свержению маньчжурской династии Цин и упразднению власти Китая над Урянхаем. В 1913 г. иркутский генерал-губернатор Князев Леонид Михайлович предложил объединить Усинский и Урянхайский края в одну административно-территориальную единицу – Усинско-Урянхайский край. Правительство России поддержало эту инициативу. В 1914 г. пять хошунов Урянхайского края были приняты под протекторат России.
В этом же году в Верхне-Усинской Николаевской церкви происходят
перемены. Её священником вместо С. Суховского назначается 27-летний Григорий Иванович Иванов, бывший учитель и выпускник Московских пастырских курсов. Интересно посмотреть на некоторую справочную информацию этого периода, записанную в Кратком описании приходов Енисейской Епархии за 1916 г. К примеру, при церкви имелась библиотека, состоящая преимущественно из книг противораскольнического и противосектантского характера, а «жалованья из казны причт получает 800 руб.: священник 600 руб. и псаломщик 200 руб., ругою не пользуется; доходы причту в год за требоисправление – 450 руб. Дом есть только для священника».