История православия в Усинском крае ч.7 — Храм Николы Таëжного

История православия в Усинском крае ч.7

Казалось бы, ничто не могло помешать начавшемуся процессу активного православного служения в Усинско-Урянхайском крае, но грянули революционные события 1917 г. и последовавшая за ними беспощадная и кровавая Гражданская война. Церковь у Советской власти постепенно стала переходить в разряд изгоя, а Управление Усинского пограничного округа было упразднено уже в мае 1917 г. Для православия в Засаянском крае наступили нелёгкие времена, сопряжённые совсем с другими политическими и социально-экономическими условиями. Уже после окончания Гражданской войны, в 1923 г., когда некоторые служители церкви перешли в обновленчество, сотрудничая с большевиками, Усинская православная община в числе более двадцати других таких общин юга Енисейской губернии и Тувинской Народной Республики участвовала в избрании на епископское служение Димитрия Вологодского. На официальном сайте Минусинской епархии говорится о сведениях, утверждающих, что в это время оформилась самостоятельная Минусинская и Усинская епархия (1923 – январь 1934 гг.), правящим архиереем которой был владыка Димитрий. Подтвердить или опровергнуть информацию о возвращении Верхне-Усинского Николаевского прихода в каноническую юрисдикцию на данный момент не представляется возможным, но дальнейшие события, произошедшие в Усинском крае, говорят о многом.
4 апреля 1924 г. Енисейский губернский Исполком своим приказом преобразовал Усинскую волость в район. В этом же году Верхне-Усинским сельсоветом было принято решение о передаче Николаевской церкви Усинской православной общине верующих в бесплатное и бессрочное пользование. Был избран Церковный Совет, который возглавил Кузнецов. Совет самостоятельно решал все насущные вопросы жизнедеятельности общины, в том числе это касается и государственного страхования имущества. Так, к примеру, уполномоченный госстраха Усинского района Ремнев, описывая в октябре 1929 г. строение церкви, делает следующее заключение: «…состояние всего здания, оконченной постройки 1911 г., вполне удовлетворительное».
Думается, советская власть и обновленцы от церкви были серьезно обеспокоены тем, что действия архиерея Димитрия были направлены на противостояние с ними, укрепляя, таким образом, в народе непримиримое неприятие всякого проявления обновленчества в Церкви. Начавшаяся коллективизация только подкрепляла эти настроения, поэтому уже в самом начале 1930-х годов Усинский район накрывает первая волна репрессий. Крестьяне лишались избирательного голоса, многие обвинялись во вредительстве. Следствием всего этого стало принятие решения местными партийными и советскими органами о закрытии Николаевской церкви с дальнейшим её сломом. Это, безусловно трагическое для прихожан событие, произошло в 1932 году.
Прошли долгие десятилетия забвения церковной жизни в Усинском крае. В советском обществе, мягко скажем, не приветствовалось открыто показывать свою причастность к религии и только люди крепкой веры, пережившие годины революций, репрессий и войн, продолжали в домашних условиях обращаться к Богу с молитвой, благословляя его.
Период перестройки во второй половине 1980-х годов становится переломным в отношениях между государством и Церковью. Восстанавливается искажённый в 1961 г. устав Церкви, но самые значительные изменения произошли на законодательном уровне, когда в начале 1990-х годов в стране вошёл в силу закон о религиозных объединениях. Государство перестало пропагандировать атеизм и в России началось возрождение православной культуры во всех её сферах.
Можно сказать, что в с. Верхнеусинском актив верующих православных людей стал объединяться в конце 1990-х годов. В те годы в с. Ермаковском уже был образован приход и усинцы обращались к местному священнику с просьбами о посещении им с. Верхнеусинского. В 2000 г., после долгого перерыва, в частном доме села была проведена первая литургия.